Биоэ́тика (от др.-греч. βιός — жизнь и ἠθική — этика, наука о нравственности) — учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии.
Это сложный культурный феномен, возникший как ответ на
угрозы моральному и физическому благополучию человека, порождаемые
бурным прогрессом биомедицинской науки и практики. Защита
фундаментальных моральных ценностей, определяющих человеческое
существование, является условием выживания человечества в современной
ситуации.
В 1971 году в книге «Биоэтика: мост в будущее» американский онколог
Ван Ренсселер Поттер писал: «Наука выживания должна быть не просто
наукой, а новой мудростью, которая объединила бы два наиболее важных и
крайне необходимых элемента – биологическое знание и общечеловеческие
ценности. Исходя из этого, я предлагаю для ее обозначения термин –
Биоэтика».
Современная биоэтика включает ряд тесно связанных форм деятельности.
Во-первых, - это мультидисциплинарная область исследования условий и
последствий научно-технического прогресса в биомедицине. Встающие перед
человечеством проблемы изучаются врачами, биологами, философами,
богословами, юристами, психологами, политологами и представителями
других дисциплин.
Во-вторых, - это сфера академической, образовательной деятельности.
Различные курсы биоэтики преподаются в детских садах, школах и лицеях,
университетах (на медицинских, биологических, философских, богословских и
других факультетах). С 2000 года биоэтика введена как предмет
обязательного преподавания в медицинских вузах России.
В-третьих, - это бурно развивающийся социальный институт. Он включает
сложную систему международных (на уровне ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, Совета
Европы и т.д.), национальных (в системе государственных и
профессиональных организаций), региональных и локальных (в структурах
исследовательских и практических организаций) этических комитетов.
Биоэтика в определенном аспекте является частью правозащитного движения в
области здравоохранения.
К основным в биоэтике можно отнести следующие проблемы:
- защиты прав пациентов (в том числе ВИЧ инфицированных,
психиатрических больных, детей и др. больных с ограниченной
компетентностью);
- справедливости в здравоохранении;
- взаимоотношения с живой природой (экологические аспекты развития биомедицинских технологий);
- аборта, контрацепции и новых репродуктивных технологий
(искусственное оплодотворение, оплодотворение «в пробирке» с последующей
имплантацией эмбриона в матку, суррогатное материнство);
- проведения экспериментов на человеке и животных;
- выработки критериев диагностики смерти;
- трансплантологии;
- современной генетики (генодиагностики, генной терапии и инженерии);
- манипуляций со стволовыми клетками;
- клонирования (терапевтического и репродуктивного);
- оказания помощи умирающим пациентам (хосписы и организации паллиативной помощи);
- самоубийства и эвтаназии (пассивной или активной, добровольной или насильственной).